Святитель Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий )
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 г. в Керчи. Его отец, провизор Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец Войно-Ясенецкого был католиком, мать - Мария Дмитриевна (Кудрина) - православной. Кроме Валентина у родителей было еще три сына и две дочери. В конце 80-х годов 19 века семья переехала в Киев. Здесь Войно-Ясенецкий окончил гимназию, художественное училище, медицинский факультет Киевского университета.
В 1904 г. с началом русско-японской войны Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить сложные операции. В этом же медицинском отряде сестрой милосердия была Анна Васильевна Ланская, ставшая женой Войно-Ясенецкого. Семья перебралась сначала в Симбирскую губернию, затем в Курскую, а потом и в Москву. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. В начале 1917 г. Анна Васильевна заболела туберкулезом и Войно-Ясенецкие переехали в Ташкент. Вскоре Анна Васильевна скончалась, оставив четверых детей.
Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, почувствовав глубину и искренность веры, предложил ему стать священником. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки.
В ходе борьбы с религией, проводимой Советской властью, епископ Лука был вскоре арестован. Последовала ссылка в Енисейск и Туруханск, продлившаяся до 1926 г. Затем Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. 1935-36 г.г. Войно-Ясенецкий тихо и мирно прожил в Ташкенте.
1937 год, год массовых репрессий, оказался несчастливым и для епископа Луки. Последовал очередной арест. После допроса, продолжавшегося 13 суток, Войно-Ясенецкий подписал ложные обвинения. Местом третьей ссылки стал Красноярский край.
В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г. и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. С 1943 г. архиепископ Лука избран постоянным членом Святейшего Синода.
Фронт уходил в сторону Германии и в 1944 г. эвакогоспитали переезжают в Тамбов. Несмотря на гигантскую загруженность практической хирургией Войно-Ясенецкий находит время и для научной работы.
В феврале 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука произнес свою первую проповедь на этом посту в Покровской церкви г. Тамбова. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник.
В 1946 г. владыка переводится на Крымскую кафедру и переезжает в Симферополь. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Большая работа проводилась и по налаживанию церковной жизни в Крыму.
Скончался Войно-Ясенецкий в 1961 г. Множество людей провожало в последний путь хирурга-архиепископа. На погребение приезжал архиепископ Тамбовский Михаил. Определением Синода Украинской Православной церкви от 1995 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых.
http://www.tstu.ru/win/kultur/museum/istmed/luka.htm
Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ. "Святителя Луку почитают не только в Крыму и Украине".
(Из выступления на чтениях митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря)
Святитель Лука плодотворно трудился, совмещая церковную и медицинскую деятельность, развенчивая миф о противостоянии науки и религии. Его научные труды имели огромное значение для практикующих врачей, особенно в период Великой Отечественной войны...
Удивительная нравственная чистота и любовь к ближним снискали святителю всенародную признательность. Его блестящие проповеди, составившие 10 томов — исключительное явление современной гомилетики. Слова и поступки, рожденные подлинным опытом богообщения, были всегда действенными, неизменно достигали своей спасительной цели. Вообще с точки зрения современника жизнь святителя Луки представляется как чудо. Поскольку кажется невероятным столь очевидное проявление святости в той обстановке, которая окружала его.
Как подвижник благочестия, он в наибольшей степени в наше противоречивое время воплотил христианский идеал стремления к духовно-телесному единству и целостности жизни. В образе святителя перед нами предстает удивительное сочетание дара духовного и дарования человеческого. Духовная сила пастырства вдохновляла творческие возможности врачевания. Удивительно в образе архиепископа Луки нашла воплощение полнота христианского учения о человеке. На протяжении всей его жизни телесные силы поддерживались духовною крепостью. Поскольку жизнь вечная созидается жизнью земной, то христианин должен стремиться к тому, чтобы в испытаниях жизни временной не подвергнуться отчаянию. Лишь только в этом случае можно исполнить свой христианский долг перед Богом.
В этом отношении святитель Лука является для нас наиболее выразительным примером гармоничного сочетания духовных и телесных сил. Находясь в невыносимых условиях пыток и ссылок, когда действительно физическое существование становилось в тягость, великий подвижник Божий продолжал жить не только ради исполнения своего личного долга пред Богом, но и в назидание всем нам. Здесь присутствует ясный пример того, как должен поступать человек в жизни. И, как врач-христианин, святитель всегда боролся за человеческую жизнь, поскольку знал высокую цену этой жизни. Как человек, наделенный святостью, он со страхом и трепетом относился к этому Божественному дару - залогу жизни вечной.
Всех нас, собравшихся здесь, объединяет это великое имя. Предстоя пред Престолом Небесным, он слышит наши молитвы и откликается на них по мере нашей веры. Слава, которой овеян его подвиг, не померкнет и после его смерти.
Мы являемся свидетелями того, что святителя Крымского и исповедника Луку почитают не только в Крыму и в Украине, но и далеко за их пределами। Так, например, в октябре 2001 года греческие христиане в благодарность за великие чудеса, которые Господь сотворил по молитвам святителя Луки в Греции, привезли в Симферополь, в кафедральный собор, великолепной работы серебряную раку для мощей Святителя. Благодарные паломники рассказывали, как по молитвам Святителю исцелялись неизлечимо больные люди.
http://orthodox.mylivepage.ru
воскресенье, 13 мая 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
Какая интересная статья получилась! Молодцом автор! :)
Наше издательство тоже очень почитает святителя Луку и сделало на своем сайте специальную страничку о нем: http://www.idrp.ru/htm/fair/html/luka.htm
Отправить комментарий