Святой Лука Войно-Ясенецкий.

Святой Лука Войно-Ясенецкий.
Добро пожаловать на мою страницу!

суббота, 12 мая 2007 г.

"Я ПОЛЮБИЛ СТРАДАНИЯ"



= «Я полюбил страдания...» В одном лице – доктор медицины В. Войно-Ясенецкий и архиепископ Лука. Тернистым был путь его к призванию =


Подготовил Василий Калита

Те посетители Киево-Печерской лавры конца XIX ст., кто наблюдал за художественными упражнениями этого подростка – зарисовками монахов и богомольцев, – могли бы сказать: растет будущий Васнецов. Впоследствии подающий большие надежды юноша успешно сдал экзамены и стал слушателем Петербургской академии художеств. Но вдруг засомневался: правилен ли его выбор?

Кем быть? архиепископ Лука Рассматривая свои эскизы лаврских богомольцев, пешком прибывших в славный город Киев за тысяча верст, размышлял: изобразить их на холсте – это хорошо, но не целесообразнее было бы стать врачевателем страждущих – миллионы их лишены элементарной медицинской помощи. И Валентин Войно-Ясенецкий, проучившись год в престижной Академии художеств, отправился на медицинский факультет Петербургского университета, чтобы начать все сначала. Поздно – сказали ему, все студенческие вакансии уже заняты. Предложили факультет естественных наук. Почувствовал – не то. С детства у него выкристаллизовался интерес к гуманитарным наукам. Оказавшись на перепутье, пошел на компромисс – стал студентом юридического факультета университета. В течение года изучал историю и философию права. Правда, без особого интереса. Чувствовал – все же не то. Как-то раскрыл привезенный с собой из Украины Новый Завет. Многие места Святой Книги, произведшей на него глубокое впечатление еще в гимназические годы, были помечены красным карандашом. «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина Жатвы, чтобы Господь выслал делателей на жатву свою». Этот евангельский текст стал как бы призывом Божьим на служение Ему. Но в каком качестве? Снова раздумья... Один умный человек посоветовал все же перейти на медицинский факультет. Наконец круг замкнулся.

Уже на втором курсе его товарищи-медики спрогнозировали, что он будет профессором. Забегая наперед, скажем: их пророчество сбылось. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий через двадцать лет действительно станет профессором топографической анатомии и оперативной хирургии. А пока...

В сельской глубинке В торжественной обстановке г-ну Войно-Ясенецкому вручили университетский диплом лекаря с отличием. Когда же друзья узнали, что он намерен служить земским врачом, дабы стать полезным тысячам обездоленных, они очень удивились: «Да ведь ты ученый по призванию!». Молодой доктор был непреклонен. Обстоятельства внесли коррективы в его планы. В 1903 г., перед самым началом русско-японской войны его направили в госпиталь г. Читы военно-полевым хирургом. Там приобрел практический опыт, который впоследствии очень пригодился. Там же, в Чите, и женился на сестре милосердия – Анне Ланской. А дальше – сельская глубинка уже в Курской губернии, больница на десять коек. Стал оперировать по всем разделам хирургии. И вскоре приобрел такую известность, что к нему стали приезжать из других губерний. О нем ходили легенды: земский врач даже слепых превращал в зрячих. Это так и было – он излечил сотни слепых и полузрячих. Из воспоминаний земского врача Валентина Войно-Ясенецкого: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжающих во множестве, оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку, а уже по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей. Скоро не стало хватать для той огромной работы и моих молодых сил». Однако выкраивал время и для научных занятий. В условиях сельской больницы, не имея квалифицированных помощников, в хирургии было очень рискованно применять общий наркоз, хорошо было бы, по возможности, заменить его местной анестезией. И врач стал совершенствоваться в этой области, тогда еще совершенно не изученной. Крестьяне боготворили своего доктора, местное же начальство невзлюбило. Председатель земской управы счел его революционером только из-за того, что доктор незамедлительно не отправился, оставив своих тяжелых больных, к прихворнувшему бывшему исправнику. Лекаря с отличием лишили и той, самой скромной в медицине, должности. В той же ситуации «революционеров» оказался бывший его пациент, нищий, избавленный доктором от слепоты. На базарной площади он влез на огромную бочку и при всем честном народе произнес зажигательную речь в защиту земского врача. Толпа двинулась громить земскую управу. Так или иначе, но из деревни пришлось уезжать. С женой и двумя детьми – сыном Мишей и дочерью Леной.

Приобщение к науке Профессор Дьяконов, разглядев в молодом враче талантливого исследователя, пригласил экстерном в свою хирургическую клинику в Москве. Открывался путь в докторантуру – это была мечта каждого незаурядного врача. Профессор определил своему новому помощнику тему для докторской диссертации: «Туберкулез коленного сустава». Через какое-то время поинтересовался, как продвигается работа. В. Войно-Ясенецкий оказался в сложном положении. Предложенная тема не была для него интересной. И он честно сказал об этом своему научному руководителю. Дьяконов был мудрым человеком. Ом не ударялся в амбиции, поинтересовался, какая же тема могла бы заинтересовать диссертанта. «Регионарная анестезия, – был ответ. – Мы о ней очень мало знаем, направление считаю весьма перспективным». «Быть по вашему», – согласился профессор. В исследуемой теме диссертант сделал ряд открытий. Его доклад в Московском хирургическом обществе вызвал большой интерес медицинской общественности. Открывалась блестящая научная карьера. «Однако на что жить-то будем?», – стал советоваться с супругой. Жалованье экстерна было более чем скромным. И они уехали в провинцию, где было легче прожить. Во время отпусков диссертант-заочник приезжал в Москву, с утра до вечера работая в Институте топографической анатомии и оперативной хирургии. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию по регионарной анестезии. Однако научную работу не оставил – продолжал исследовать терапию и диагностику распространенных в войну гнойных заболеваний.

1917 год. Победив в одном из конкурсов, получил приглашение в далекий Ташкент на должность хирурга и главного врача большой городской больницы. Теперь появилась возможность больше внимания уделять служению Богу, поскольку даже в сложных перипетиях бытия не забывал слов из Святой Книги, подчеркнутых красным карандашом еще гимназистом: «Жатвы много, а делателей... мало».

Обстоятельства способствовали углублению познаний истин Господних. Настоятель местной церкви протоиерей Михаил Андреев в воскресные дни по вечерам устраивал собрания, на которых лично он и желающие выступали с беседами на темы Священного Писания. Главный врач городской больницы стал постоянным участником этих собраний.

Медицина и вера Шла гражданская война. Начались притеснения церкви. Многих видных священнослужителей сместили с кафедр. «Суд» состоялся и над епископом Ташкентским и Туркменским Иннокентием. Рискуя не только своей репутацией, но и свободой, В. Войно-Ясенецкий выступил на епархиальном собрании с пламенной речью в защиту епископа. Представители духовенства искренне благодарили его, высказав мысль, что судьба уготовала ему стезю священника. «И я стану им, если это угодно Богу», – ответил доктор медицины. Обстоятельства способствовали тому. После кощунственных карнавалов и издевательств новых властей над Господом в Ташкенте профессор ощутил органическую потребность в защите оскорбляемого Спасителя. Ташкентским архиереем главный врач больницы был освящен в сан диакона. А впоследствии епископом Иннокентием рукоположен в иереи, назначен четвертым священником Ташкентского собора. Епископ поручил новому священнику самый ответственный участок работы – проповедование. Свое решение епископ высказал словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовестити». Кроме проповеди при богослужениях, иерей Валентин Войно-Ясенецкий каждый воскресный день после вечерни проводил в соборе, ведя беседы с верующими на сложные богословские темы, критикуя навязываемый властями материализм. А как же медицина? Она не отодвинулась на второй план. Иерей В. Войно-Ясенецкий стал одним из инициаторов основания университета в Ташкенте. Его сразу же избрали заведующим кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии. Профессор в рясе и с крестом – такого еще не видели в Ташкенте. А именно в таком облачении ему нередко приходилось читать лекции студентам-медикам. Его ждала также работа в городской больнице, где он ежедневно оперировал. Выкраивал время и для научных исследований, накапливая материалы по гнойной хирургии. Не имея помощников, лично обрабатывал трупы, очищая их от вшей и грязи. Трупы доставляли из переполненного сыпнотифозного отделения. В городе свирепствовали не только сыпной тиф, но и холера, малярия. Голод на Волге гнал в Туркестан массы голодающих, вповалку лежащих на вокзале, – оборванных, завшивленных. А новая власть продолжала сводить счеты с профессором-священнослужителем. Его уговаривали бросить религиозную деятельность, угрожали новыми репрессиями, но он оставался непреклонным. Печальной памяти 1937 год не принес облегчения в его судьбе, только ужесточил ее. Усилились массовые аресты духовенства и всех, кого подозревали в нелояльности к Советской власти. Уже в который раз был арестован и В. Войно-Ясенецкий. К этому времени чекисты изобрели более жестокую форму дознания – так называемый допрос конвейером. Следователи сменяли друг друга, а арестованным не давали уснуть ни днем, ни ночью, и доводили до крайнего истощения. Жертвой такого допроса стал и профессор-иерей. От него требовали признания в шпионаже. Допрос конвейером длился тринадцать суток. И не раз допрашиваемого водили под водопроводный кран, обливая голову холодной водой. В. Войно-Ясенецкий дошел до полного отчаяния: решил покончить с собой, перерезав височную артерию. Когда принесли обед, незаметно ощупал лезвие ножа. Нет, слишком тупое. Тогда он попытался перерезать горло. Мгновенно отреагировав, чекист выхватил нож. Следователь уже в который раз потребовал подписать сочиненную им ложь о шпионаже арестованного. Из воспоминаний Валентина Феликсовича: «Потерпев фиаско со своим двухнедельным «конвейером», следователи возвратили меня в подвал НКВД. Я был совершенно обессилен голодовкой и «конвейером», и когда меня выпустили в туалет, упал в обморок на грязный мокрый пол. В камеру меня внесли на руках. На следующий день перевезли в «черном вороне» в областную тюрьму. В ней я пробыл около восьми месяцев в очень трудных условиях». В конце концов, его отправили уже в третью сибирскую ссылку на три года. Начало Великой Отечественной войны несколько изменило его судьбу. В стране ощущалась острая нехватка врачебных кадров, и опытнейшего врача назначили главным хирургом крупного эвакогоспиталя в Красноярском крае. Ежедневно оперируя, он спас от смерти сотни раненых. Священный Синод приравнял его врачебную деятельность к «доблестному архиерейскому служению» и возвел в сан архиепископа. В. Войно-Ясенецкий продолжал совмещать лечение раненых с архиерейским служением в Красноярской епархии. Главный хирург одного из крупнейших эвакогоспиталей страны жил в холодной сырой комнатке, до войны принадлежавшей школьному дворнику. И оказался на грани нищеты. На госпитальной кухне, готовящей пищу для почти полутора тысяч раненых, хирурга кормить не полагалось. Госпитальные санитарки тайком пробирались в дворницкую, чтобы оставить на столе тарелку каши для профессора.

Бывший хирург З. Суходольская впоследствии вспоминала: «Мы, молодые специалисты, к началу войны мало что умели делать. Нам много помогал профессор, он многому научил нас. Мы смотрели на него с благоговением. Остеомиелиты никто, кроме него, оперировать не мог, а гнойных ведь было – тьма. Валентин Феликсович учил нас и на операциях, и на своих отличных лекциях».

В Тамбове Но вот и окончился срок ссылки: В. Войно-Ясенецкий уже на полном законном основании начал хлопотать о переводе из Сибири – как ни как, уже свыше одиннадцати лет по тюрьмам и ссылкам. Власти Красноярска всполошились: не отпустим лучшего хирурга Сибири. В течение нескольких месяцев шла «торговля» между Наркомздравом и Патриархией. Дошло до Москвы. Наконец в Красноярск поступила телеграмма от наркома: «Профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого решено перевести в Тамбов». А бывшему ссыльному из Москвы объяснили: там крупная городская больница, а еще госпитали – широкое поле деятельности.

Патриарх Сергий специальным указом назначил профессора архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Отныне он – Владыка Лука.

Заверение наркома здравоохранения в том, что в Тамбове – широкое поле деятельности, полностью оправдалось. Городская больница, 150 госпиталей на территории области, до тысячи коек в каждом. Это – по линии здравоохранения. А в епархии оказалось множество проблем, которых некому было решать. Тамбовский храм, превращенный советскими властями в рабочее общежитие, был доведен до крайнего запустения. Его обитатели-атеисты раскололи и разбили иконы, сломали и выбросили иконостас, стены храма исписали ругательствами. Приняв наследие безбожников, Владыка Лука затеял ремонт храма, наладил работу служб. О тех временах писал сыну: «Приводим церковь в благолепный вид... Работа в госпитале идет отлично. Читаю лекции врачам о гнойных артритах. Свободных дней нет. Больных принимаю и в поликлинике, и даже дома – это уже тяжело для меня». Как ни как, а Владыке уже было под семьдесят. Это был человек с кристально чистой душой. Сохранилось воспоминание тамошней учительницы Софьи Ивановны, немки: «Еще шла война. В одной из проповедей Архиепископ сказал, что немецкие зверства не есть случайными, жестокость присуща германскому народу». Софью Ивановну обидели эти слова. Преодолев смущение, она подошла после проповеди к архиепископу и заметила, что немцы, как и русские, бывают всякие, и никакого жестокого германского духа она не знает. Владыка внимательно выслушал прихожанку. А через несколько дней при большом стечении народа сообщил прихожанам, что в своей прошлой проповеди допустил грубую ошибку. Он не должен был говорить о жестокости всех немцев. И попросив всех тех, кого его ошибочное замечание обидело, простить его, впредь Владыка будет обдумывать свои проповеди более серьезно. А что местные власти? Они очень уважали профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, но как быки на красное, с опаской наблюдали за Владыкой Лукой. А Владыка тем временем настойчиво добивался передачи верующим городского собора. Председатель облисполкома Козырьков хорошо относился к ученому, талантливому врачу, «случайно попавшему в церковный омут». Как-то Козырьков пригласил его к себе в кабинет и, желая выразить свое расположение, поинтересовался, чем его целесообразнее премировать за отличную работу в госпитале. – Открытием городского собора, – ответил Владыка. – Ну нет, собора вам никогда не видать. – А другого мне от вас ничего не нужно, – ответил архиепископ и тот час же оставил облисполком. Здесь, в Тамбове, и пришло известие о присуждении ему Сталинской премии первой степени за научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздняя резекция при инфицированных ранениях суставов». И о другой награде – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Лауреат был тронут: со всех концов необъятной страны шли приветственные телеграммы и письма.

Потепление в отношениях с советской властью длилось недолго. Владыке окончательно запретили выступать перед научной аудиторией в рясе и с крестом. Это решение властей пагубно отразилось на его пошатнувшемся уже здоровье: ослабевало зрение, пошаливало сердце. А тут еще пришлось проститься с привычным уже Тамбовом – по линии церкви его переводят в Крым архиепископом Симферопольским и Крымским.

За него молились даже иноверцы В Крыму, как и в Тамбове, архиепископу пришлось обустраивать разоренную епархию. На месте бывших храмов – развалины. Нужно было налаживать богослужение (в условиях полуголодного существования мирян), заново строить отношения с местными властями. Эти отношения не складывались, ибо новый архиепископ не пожелал расставаться со своими принципами. И вот уже в Москву направляется донос уполномоченного по делам церкви: архиепископ Лука ведет в кафедральном соборе проповеди антимарксистского характера. По указанию высших властей его статьи не печатались в журнале Московской патриархии. А когда архиепископ стал добиваться справедливости, из Москвы из Совета по делам церкви ему ответили: «Вы там у себя в Симферопольском соборе мутите воду, ну и мутите. А на международный уровень мы вас не пустим». Бальзамом на душу архиепископа была любовь и поклонение сотен верующих и даже неверующих пациентов. Теплые отношения с ним поддерживали студенты по прибытии в Симферополь (его встретили с цветами), местная интеллигенция. С огромным почтением к владыке относились даже иноверцы – евреи, татары. Редкостное явление: за православного архиепископа молились в синагоге, узнав, что он болен. Отношение же к нему власть имущих оставалось совершенно противоположным. Не могли они терпеть в своей среде человека с крестом и в рясе. И доносы в Москву возымели свое действие. Когда в 1948 г. православная церковь отмечала свое 500-летие, архиепископа Луку не пригласили в столицу. «Это окончательно доказывает, что велено держать меня под спудом, – писал он сыну. – В подобных ситуациях даже Святейший Алексий не властен». (Сын Михаил уже научился читать между строками). И еще из письма: «После моего одиннадцатилетнего анамнеза мое место – только захолустье» (имеется в виду: одиннадцатилетний анамнез – это 11 лет пребывания в тюрьмах и ссылках). Личная скромность и бытовая непритязательность поражали всех, кто его знал. Супруга владыки Софья Сергеевна писала в письме к дочери, как отец ездил в Одессу на встречу с Патриархом: «К сожалению, папа опять был одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи, подрясник. И то, и другое пришлось стирать перед поездкой к Патриарху. А там, в Одессе, все духовенство было прекрасно одето, дорогие красивые рясы, подрясники прекрасно сшиты, а папа – такой замечательный – был одет хуже всех».

«Возлюбленный во Христе» Несмотря на огромную занятость владыка Лука поддерживал добрые отношения со многими известнейшими людьми России и Украины. Глубокое взаимное уважение установилось между ним и выдающимся ученым-физиологом, Нобелевским лауреатом Иваном Павловым, как известно, глубоко верующим человеком. Архив владыки сохранил их переписку. «Возлюбленный во Христе, глубокоуважаемый коллега! – писал Владыка. – Изгнанный за Христа на край света (три месяца прожил я за 400 верст севернее Туруханска), почти совсем оторванный от мира, я узнал о прошедшем чествовании Вас по поводу 75-летия Вашей славной жизни и о предстоящем торжестве в связи с 200-летием Академии наук. Прошу Вас принять и мое запоздалое приветствие...». И.П. Павлов ответил в Туруханск: «Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветом и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остается одна жизненная опора – исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов». Многие годы Владыка дружил с известным ученым-офтальмологом Владимиром Филатовым. Жизнь сложилась так, что впоследствии пришлось обращаться к светилу офтальмологии уже в качестве пациента, – Владыка стал хуже видеть. Зрение левого глаза он потерял ранее. А уже в Тамбове стал хуже видеть и второй глаз. Отправился в Одессу к В.Ф. Филатову. Знаменитый окулист глубоко обследовал гостя. Установил диагноз: помутнение хрусталика. «Заболевание будет прогрессировать, но медленно. Способность читать сохранится лет на пять», – таков был вынесенный офтальмологом вердикт. Так и произошло. Зрение стало стремительно ухудшаться. «Сам виноват», – признавался Владыка. Бывая в Москве, он с утра и до вечера работал в медицинских библиотеках, перенапрягая единственный функционирующий глаз. И вдруг – катастрофа. Пришлось даже отказаться от приема больных, от подготовки второго издания «Регионарной анестезии».

Он служил Богу и людям до последней минуты В своих письмах В. Филатов интересовался состоянием зрения Валентина Феликсовича. Считал целесообразным сделать предварительную операцию – иридэктомию. «Дорогой друг, я же диабетик, – признался Владыка. – Операция может кончиться нагноением». Он не пал духом – стал учиться передвигаться ощупью, так же на ощупь – подписывать подготовленные секретарем бумаги. Вот свидетельства тех лет епископа Михаила Лужского, приехавшего в Симферополь. «Я переступил порог и увидел Владыку, стоящего посреди кабинета. Руки его беспомощно шарили в воздухе: он, очевидно, пытался отыскать затерявшееся кресло и стол. Я назвал себя и услышал низкий, твердый голос, который совершенно не согласовывался с позой хозяина дома: «Здравствуйте, Владыка! Я слышу Ваш голос, но не вижу Вас. Подойдите, пожалуйста». Мы обнялись. Завязалась беседа. Его интересовала и моя служба, и где я учился, кто были мои учителя... Слепота не подорвала его волю и не разрушила яркости восприятия...»

Гость остался в Симферополе, присутствовал на торжественном молебне в день ангела архиепископа Луки. В храме священники водили его под руки, а когда окончился молебен и торжественные речи, Владыка, будто прозрев, вышел на паперть самостоятельно. У дверей его ждала огромная толпа народа с цветами. Люди обратились к нему: «Дорогой наш доктор!». Лицо архиепископа выражало неподдельное счастье. Значит, небезрезультатными были его труды в течение десятилетий, все те мытарства, мучения и страдания.

Владыка – высокий, величественный – стоял в окружении своих недавних пациентов, а теперь прихожан, благословляя их как собственных детей. Лицо его было спокойным и умиротворенным. Год спустя он писал сыну Алексею: «Слепота, конечно, очень тяжела, но не для меня, окруженного любящими людьми, она несравненно легче, чем для несчастных одиноких слепых, которым никто не помогает. Для моей архиерейской деятельности слепота не представляет полного препятствия, и думаю, что я буду служить до смерти». А вот и запись в дневнике секретаря Владыки Елены Лейкфельд: «Последнюю свою литургию Владыка совершил на Рождество, последнюю проповедь произнес в Прощеное воскресенье. Проповеднического долга не оставлял до последней минуты, много молился...»

Вместо эпилога «Я полюбил страдания...», – писал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В одном из своих писем. В этих словах отражен весь мученический жизненный путь подвижника. Тридцать пять лет спустя после его смерти, уже в 1996 г., архиепископ был признан святым. Канонизирован Украинской православной церковью.

АРХИЕПИСКОП И ХИРУРГ.

Архиепископ и хирург


По книге Марка Поповского «Жизнь и Житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Ходит по Руси странная молва: будто в советское время был хирург-священник. Положит он больного на операционный стол, почитает над ним молитву да йодом поставит крест на том месте, где нужно резать, а уж после того берется за скальпель. И операции получались у него отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То ли наука помогала, то ли Бог...

«Сомнительно», – говорят одни. «Так оно и было», – утверждают другие. Одни говорят: «Партком служителя культа ни за что бы в операционной не потерпел». А другие им в ответ: «Бессилен партком, поскольку хирург тот не просто хирург, а профессор, и не так себе священник-батюшка, а настоящий епископ». «Профессор-епископ? Так не бывает», – говорят опытные люди. «Бывает, – отвечают им люди не менее опытные. – Этот профессор-епископ еще и генеральские погоны носил, а в минувшей войне всеми госпиталями Сибири управлял».

На истертых фотографиях советских времен вы увидите облаченного в рясу седовласого старца. На груди – крест и знак архиерейского достоинства – панагия. Сурово и проницательно глядит он поверх стареньких очков.

Профессор-епископ почти наш современник – прожил при советской власти более сорока лет; по его книгам училось несколько поколений советских хирургов. Он читал студентам лекции, произносил доклады на научных съездах и конференциях и проповеди в храмах. Его хорошо знали раненые в военных госпиталях и ссыльные, отбывавшие ссылку в Архангельске и Красноярском крае. И тем не этого человека стала обрастать

Проще всего предположить, что профессор-епископ, соединивший в своих руках крест и скальпель, поразил современников именно этим необычным сочетанием двух чужеродных сфер деятельности, пропаганда убедила граждан нашего государства в том, что наука и религия несовместимы, и даже более того, две эти сферы могут существовать, лишь ведя друг с другом непрерывно ожесточенную войну. И вдруг вот он – епископ и профессор. Невероятно, но факт.

Современников поражала ряса хирурга, но еще более удивительным казался несгибаемый характер епископа. Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека, руки которого были обагрены кровью. Петерс спросил профессора:

– Как это вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?

– Я режу людей во имя их спасения, – ответил священник, – а во имя чего их режете вы?

– Но как вы можете верить в Бога? Разве Вы Его видели?

– Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет? В.Ф. Войно-Ясенецкий - студент Киевского университета

Энциклопедическая заметка о его биографии выглядела бы примерно так: Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович. Родился в 1877 году в Керчи. Умер 11 июня 1961 года в Симферополе. Хирург, доктор медицины. До 1917 года медик в ряде земских больниц средней России, позднее – главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Очерки гнойной хирургии», выдержавшая 3 издания (1934, 1946, 1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной академии в Загорске. Награды: премия Хойнатского от Варшавского университета (1916 г.), бриллиантовый крест на клобук от Патриарха всея Руси (1944 г.), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945 г.), Сталинская премия первой степени за книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.). Умер Войно-Ясенецкий в сане архиепископа Крымского и Симферопольского.

С детства Валентин был великолепным рисовальщиком и, окончив гимназию, а потом киевскую художественную школу, готовился к поступлению в Петербургскую академию художеств. Мечтал стать художником. Но во время вступительных экзаменов им овладело сомнение: вправе ли он заниматься тем, что так любит, когда вокруг столько страждущих, требующих помощи? Однажды во время чтения Евангелия его поразили слова: Жатвы много, а делателей мало. Позже, через много лет, когда Господь призвал его делателем на ниву Свою, он был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Господним на служение Ему.

Поступив на медицинский факультет Киевского университета, он с интересом стал изучать естественные науки и вскоре стал лучшим студентом факультета. Молодой врач Войно-Ясенецкий по окончании университета получил диплом с отличием. Товарищи по курсу спросили его, чем намерен он заниматься в будущем, и были очень удивлены, когда узнали, что Войно-Ясенецкий готовится стать земским врачом вместо того, чтобы заниматься наукой. «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», – вспоминает архиепископ. Всю жизнь быть деревенским врачом святителю не пришлось, но всю жизнь служить людям – да.

«Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу, уже когда мы во чреве матери», – напишет впоследствии святитель Лука на склоне лет. А в начале 20-х годов епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал Воино-Ясенецкому: «Доктор, вам надо быть священником». Профессор, никогда не помышлявший о священстве, согласился. Став священником, он по-прежнему оперировал, читал лекции студентам, но только в рясе и с крестом на груди. В операционной профессора Войно-Ясенецкого висела икона Божией Матери, перед которой он молился о благополучном исходе операции. Однажды по приказу комиссара Гольфгота икону сняли со стены операционной. Несколько дней профессор просидел дома, работая над своей книгой «Очерки гнойной хирургии», но вскоре его попросили вернуться в больницу по случаю сложной операции. Он извинился перед коллегами: «Это произошло по вине комиссара Гольфгота, в которого вселился бес, и он учинил кощунство над иконой».

Многие врачи рассказывали, что о. Валентин всегда с большой любовью и глубоким вниманием относился к каждому больному человеку, что его отношение к больным было идеальным.

В 1923 году 46-летний священник был пострижен в монашество и посвящен в епископы с именем Лука. Но после первой же архиерейской службы к его дому подъехал «черный ворон». Так начался период его 11-летних скитаний по тюрьмам и ссылкам.

В ссылках он по-прежнему был готов прийти на помощь всем нуждавшимся во врачебной помощи и пастырском благословении. Он лечил и оперировал иногда подручными средствами: с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом...

Когда началась война, на городской телеграф пришла телеграмма. Адресована она была Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину. Телеграмму в Москву не передали, а в соответствии с существующими распоряжениями направили в крайком. Вот ее содержание: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Просьба была удовлетворена. Во время войны святитель Лука заведовал хирургическим отделением в госпитале. Он забирал к себе наиболее тяжело больных и раненых и блестяще проводил операции. После войны архиепископ был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но это не помешало властям продолжать травлю святителя – он вынужден был вернуться в ссылку.

После войны святитель заведует больницей в Симбирской губернии, оперирует днем и ночью – на глазах, на печени, желудке, делает трепанацию черепа, гинекологические операции. Слава о замечательном хирурге быстро распространялась. У порога больницы выстраивались посетители из других губерний. Однажды он вернул зрение молодому слепорожденному нищему. Тот собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей пришли в больницу, держа друг друга за палки.

Однажды, как вспоминает его коллега доктор Левитанус, профессор, узнав о смерти больного, потребовал, чтобы ему детально перечислили, что именно было сделано для погибшего пациента. Доктор Федермессер принялась перечислять врачебные назначения, но потом махнула рукой и сама себя остановила: «Да что тут говорить! Больной все равно был обречен...». Обречен? Величавый, всегда невозмутимый профессор буквально взревел: «Вы не имели никакого права останавливать борьбу за жизнь больного! Вы даже думать о неудаче не имеете права! Только делать все, что нужно! Делать все, слышите?!»

Кричать на врача – это Войно-Ясенецкий позволял себе крайне редко. Но больной – фигура центральная. Ночь ли, день ли воскресный, находится ли врач в очередном отпуске или болеет – ничто не освобождает его от обязанности явиться немедленно в отделение, если это необходимо для спасения пациента. Этот строго заведенный порядок профессор и сам выполнял без малейшего ропота.

Страницы мемуаров епископа Луки дают выразительную, почти живописную картину его жизни в ссылках: жестокий холод, голод были постоянными спутниками профессора-священника. Но ничто не могло сломить этого человека. В одном из писем той поры он писал, что полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Идея, которая руководила поступками святителя, четко определила систему его отношений с обществом. Он согласен был существовать в этом обществе только при одном условии: если ему сохранят право и на веру. Мир без веры, без строгого нравственного порядка был для него попросту невозможен.

Но епископ Лука с честью и достоинством нес свой крест. Нравственные и этические принципы этого человека были предельно точны. Вот несколько выдержек из его мемуаров: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

В мае 1946 года Владыка Лука был назначен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. В годы управления Крымской епархией Высокопреосвященный Лука произнес большую часть своих проповедей. Он начал проповедовать еще в Ташкенте, но по причине ареста и ссылки многие годы вынужден был молчать. Однако с весны 1943 года, когда в Красноярске открылся храм, и до конца жизни архиепископ Лука проповедовал неустанно: писал проповеди, произносил их, правил, рассылал листки с текстом по городам страны. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – говорил он. Заключенный В.Ф. Войно-Ясенецкий (епископ Лука). Ташкент, 1939 г.

Долгие годы тюрем и ссылок, а также испытания всей его трудной жизни и последствия исключительно напряженной работы сказались на здоровье архиепископа Луки. Он теряет зрение, сердце все чаше отказывает.

За 38 лет священства Владыка Лука произнес тысячу двести пятьдесят проповедей, из которых не менее семисот пятидесяти были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи (4500 страниц). Совет Московской духовной академии назвал это собрание проповедей исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни и избрал автора почетным членом академии. Верующие, которые присутствовали на богослужениях, запоминали, как служил Владыка Лука, на всю жизнь. Это было предстояние перед Господом. Каждое слово он произносил ясно, чтобы запало вглубь. Особенно вдохновенно читал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Пока он был зрячим, старался служить Литургию каждый день, даже если только две-три старушки пришли в храм. Продолжал служить и когда уже совсем ослеп. Поражает подвиг Владыки: ведь не только слепота отягчала его, но и диабет, от которого у него была страшная слабость, так что даже вся одежда Владыки была мокрой, при этом еще страдали ноги из-за сильнейшего тромбофлебита и подагры. Перед службой ему приходилось перебинтовывать ноги. Но он никогда не сокращал службы и дома всегда очень долго молился.

В День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 11 июня 1961 года, архиепископ Лука скончался. В течение трех дней не иссякал людской поток к гробу Владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра. Затем стали поступать сообщения, что многие больные, приходившие к могиле святителя Луки, по молитвам получали исцеления.

Определением Архиерейского Собора 2000 года святитель Лука причислен к лику святых. Его мощи установлены для поклонения в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Если случится вам попасть на городское кладбище в Симферополе, то справа от главного входа в кладбищенскую церковь найдете вы осененную белым мраморным памятником могилу. Она заметна издалека: по охапкам живых цветов, которые не переводятся тут ни зимой, ни летом, по необычайно подробной – золотом по мрамору – надписи:


АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

27/IV 1877 – 11/VI 1961

Доктор медицинских наук, профессор хирургии

Говорят, архиепископ Лука сам составил эту надпись. И не без умысла. В сердцах людей он навсегда останется епископом-хирургом.